Музейная мастерская.
Мастер- класс: «Создание виртуальной экскурсии».
Виртуальная экскурсия поможет решить многие вопросы учебно-воспитательной
работы и музейного дела. Руководитель музея получит возможность расширить его тематику, активно вовлечь детей в поисковую работу. Педагоги смогут использовать виртуальную экспозицию на классных часах, родительских собраниях. Учащиеся получат новые знания по истории края, приобретут навыки работы с Интернетом, поиска информации.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста.
Гипертекст – привычная форма предоставления информации. Благодаря Интернету, он стал обычным и понятным для миллиона людей. В школах изучают Интернет и HTML на уроках информатики, и среди старшеклассников немало тех, кто способен применить свои знания на практике. Таким образом, гипертекст не является чем-то новым для школьников и специальной подготовки почти не требует. Он удобен для объединения разных форм информации, включает текст, иллюстрации, звуковые и видеофрагменты. Фотографии объекта или субъекта поисковой деятельности – портрет человека или фотография объекта, снимки группы людей или группы объектов, наград, документов, репродукции картин и т.д. Видеофрагменты и аудиозаписи – видеозаписи интервью, фрагменты телевизионных передач, художественных и документальных фильмов, видеоклипы, аудиозаписи бесед или монологов.
Гипертекст удобен для моделирования экскурсий. В общем виде он состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами – ссылками. Пользователь движется по ним от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от одного объекта к другому, и узнает о них нечто новое.
При подготовке виртуальной экскурсии необходимо соблюдать ряд методических требований, чтобы сделать ее более эффективной. Они почти не отличаются от требований при реальной экскурсии.
Подготовительный этап.
На этом этапе руководитель музея должен познакомить ребят с основами экскурсионного дела и методикой подготовки и проведения виртуальных экскурсий. Целесообразно разработать с учащимися несколько коротких виртуальных экскурсий, постепенно их усложняя.
1 задание.
Ребята учатся составлять простейшую компьютерную экскурсию на основе заранее отобранных объектов и готового экскурсионного или краеведческого материала. Если населенный пункт невелик, ребятам можно предложить какой-либо несложный маршрут, состоящий из трех-четырех объектов или готовую экскурсию по своему школьному музею. На основе предоставленного материала школьники и должны подготовить небольшую виртуальную экскурсию. Ребята должны отобрать фотографии, документы, воспоминания героев, расположить их в определенном порядке, собрать и разместить текстовой материал, сделать заставки и т.д.
2 задание.
Юные музееведы должны попробовать самостоятельно подготовить экскурсию. Например, «Памятники в твоем селе». Ребятам необходимо сформулировать цели и задачи экскурсии, выделить объекты, наметить маршрут, подготовить текстовой материал (при этом также можно пользоваться путеводителями и краеведческой литературой), составить карту. В тексте рассказать о памятниках, истории их возникновения.
После анализа подготовленных ребятами экскурсий можно приступить к созданию полноценной виртуальной экскурсии по музею или по своему населенному пункту. Руководителю музея необходимо определить ее цели и задачи, объем знаний, который должны получить учащиеся. На этом этапе вместе со школьниками подбираются объекты, разрабатывается маршрут экскурсии, осуществляется поиск литературы, составляется библиография, вырабатывается план работы, сроки, т.е. учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.
Организационный этап
Учащиеся, имеющие общие интересы, объединяются в рабочие мини- группы, члены которых могут выполнять различные функции: исследователи, художники, фотографы, редакторы, экскурсоводы и т.д.
Основной этап
Производится изучение объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации, подготавливаются тексты, графическая информация (карты, схемы), видеоинформация, решаются технические задачи.
Виртуальная экскурсия может быть создана на основе уже имеющихся экспонатов школьного музея с добавлением тех данных, которые ученики могут найти в Интернете или в ходе поисковой работы.